суббота, 3 ноября 2012 г.

Трудности перевода

 В основе настольной игры лежат правила. Вы не сможете сыграть, не зная правил и не имея в компании человека, который знает правила (он, во-первых, расскажет какую-то часть их Вам, а, во-вторых, будет следить за всякими чисто механическими вещами, которые должны произойти в игре). Правила бывают многостраничными и подробно расписанными в нюансах, бывают коротенькими брошюрками. Бывают с обилием параграфов, глав, сносок, пояснений, исключений. Бывают также с вариантами, дополнениями и исправлениями автора (авторов), за которыми зачастую нужно уже лазать в интернет и для получения всячески проявлять свой интерес. В конечном счёте, есть верные правила, по которым игра происходит так, как задумано автором, и есть правила неверные, появляющиеся из-за недосказанности и возможных двойственных трактовок. А ещё между правилами и процессом игры стоит человек, который эти правила читал (реже конспектировал, выделяя нюансы).

 У меня к нынешнему моменту есть один подопытный человек для разбора. Это я сам. Переиграв в несколько сотен игр, я был вынужден ознакомиться с, примерно, таким же количеством книг правил, книг квестов, мануалов и тому подобной литературы. В этот список затесались даже кодексы армий вселенной Warhammer и несколько книг мастеров для разных ролевых систем. Это весьма страшный объём информации для памяти. Особенно, если учесть тот факт, что есть игры, правила которых похожи, но нюансы различны.

 Что, как мне кажется, очень важно при прочтении правил - это отсутствие спешки. Нельзя вот так взять коробку, открыть её и, прочитав несколько десятков страниц, тут же отыграть полноценную партию. Что-то пойдёт не так. Какой-то нюанс будет не учтён, действие пропущено. И это при условии правильного понимания правил с ходу, что также является нетривиальным вызовом. А если что-то было, просто, не уловлено или, что ещё хуже, пропущено и чуть позже подменено сознанием, в котором уже было что-то похожее из другой игры. Так вот. Правила лучше читать не перед игрой и тремя четырьмя страждущими насладиться процессом игроками. Правила первый раз можно, вполне, просто прочитать, отмечая какие-то интересные моменты (этот вид прочтения преобладает при знакомстве с игрой до покупки).

 При повтором чтении хорошим делом является составление конспекта. Зачастую краткий костяк хода игры выписан в правилах. Можно, взяв его за основу, привязать к нему каждый момент в правилах, особенно нюансы. Выглядеть это может так: "Фаза движения - 1-2 клетки (стр. 3) Бег 3-4 клетки (стр. 4) Движение с нагрузкой 1 клетка с проверкой на d6 (стр. 4)". То есть мы имеем перед глазами чёткую последовательность хода, все возможные действия и привязку каждого возможного действия к месту в книге правил. К сожалению, сорок-пятьдесят страниц текста привязывать таким образом к костяку весьма трудоёмко. А, вообще, идея в целом хороша. Подсмотрена у нескольких человек, у которых количество испробованных настольных игр выше, нежели моё. Сам не пробовал, но собираюсь в ближайшем будущем. 

 Третье прочтение лучше всего сопроводить раскладыванием игры, совершением пробных ходов и тому подобными действиями. То есть надо проверить всё ли мы правильно поняли, так ли это работает, а вот, что тут надо сделать и как оно по ощущениям. С одной стороны, если Вы имеете богатый опыт, то теоретически с каждой новой игрой Вам знакомиться легче. Но Вы рискуете пропустить какой-то момент, просто, решив, что "тут так же". Прочтение с самостоятельным раскладыванием пары ходов или даже пробной партии встречается весьма часто и в числе прочих людей практикуется мной.

 Надо подходить к изучению правил вдумчиво. Пара прочтений правил в вагонах метро и в обед дадут лишь общее представление. Хотя тем, кто полагается на знание правил другим игроком и это было бы полезно. В какой-то момент я понял, что произошёл качественный скачок в моём восприятии настольных игр. Тогда же прошло сожаление о том, что зачастую я единственный игрок за столом, который знает правила игры. Мне это знание необходимо. Потому как я получаю удовольствие от процесса, если задумываюсь над вариантами хода, а не над тем, как, собственно, этот ход делается. Я должен точно знать, что я могу и чего не могу. Тогда всё отлично. Но также пришло осознание того, что во всех играх у меня могут быть ошибки в восприятии правил, игровых моментов, нюансов на картах или в способностях существ, подчинённых игрокам. С того "озарения" я стал перечитывать правила наново. Перед партией в какую бы то ни было игру я читаю правила, как если б не читал их никогда. Были выявлены некоторые недочёты. Как существенные, так и не очень.

 Являясь поборником (пока весьма низкого уровня) справедливости, я совершенно точно хочу сперва играть в ту игру, которая придумана автором. Отыскивать её красоту в многократных партиях. Открывать причины принятия того или иного решения в выборе механик. Я прихожу в совершеннейшее негодование, сталкиваясь с предложениями игроков (друзей в том числе) по изменению стартовых условий, игровых моментов, конкретных правил. У меня не вызывает энтузиазма играть во что-то, по факту, сляпанное на ходу, путём изменения проверенной и оттестированной механики изданной игры. Бывают ошибки в понимании правил, их надо бежать, но сильно переживать из-за партии, в которой они были допущены не стоит. А вот прямое пренебрежение известными правилами для меня зло. Так например, заключение союзов (от пассивного непротивления двух людей друг другу, до прямой поддержки) в играх, где они не предусмотрены правилами, столь же пагубно, сколь и отказ от союзов в играх, где в правилах союзы прямо прописаны. Это проверено на собственном опыте и не раз. Один из последних ярких примеров пренебрежения правилами. В игре в BSG на семерых лишь двое со стороны людей старались бороться за выживание. А лидер сайлонов, имевший целью победу людей и два человека старательно помогали торжеству сайлонов. Я не понимаю, к чему тогда играть в игру с ролями, если Вы не придерживаетесь ролей? "Just for fun" есть гораздо более простые вещи и менее комплексные.

 В моей жизни наступил период тщательной подготовки к каждой партии. У меня не то чтобы много времени, просто, пока я чувствую приятную отдачу, от приложенных усилий. В ночь с 31ого октября на 1ое ноября текущего (2012ого) года мною была разложена партия в Elder Sign. Игра, которая последнее время часто появляется на столе. Я проглядел свойство Древнего и исследователи победили весьма легко. Я решил переиграть партию как только представится случай. И последние два дня перечитывал правила. Причём сначала перечитал исходный 12тистраничный Rulebook, шедший с игрой, потом полез читать FAQ, а затем посмотрел на оф. сайт и нашёл переизданный Rulebook и свежий FAQ, с которыми теперь ознакомился во всех подробностях. Теперь я знаю, что в чём-то сильно усложнил игру, в чём-то облегчил, но предыдущие партии, однозначно, сыграны в "мой Elder Sign". Чувствую на переигровке (которая запланирована на субботу) Древний растопчет самые кости исследователей. Но это будет весьма справедливо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий