пятница, 24 декабря 2010 г.

Memoir'44 - первейшая военная игра из неваргеймов

 По совету друзей решил принять участие в конкурсе блоггеров, проводимым компанией Мосигра. Предметом моего обзора станет Memoir'44. Начну я с пространного литературного вступления, написанного мною для тех, кто сомневается в наличии атмосферы в этой настольной игре. Написан он от лица неких soldier и commander

 soldier

 Нас сбросили, когда было ещё темно. Мне повезло и посадка прошла без осложнении, а вот Томми не повезло. Его парашют задело осколком нашего подбитого самолёта, и он устремился к земле быстрее, чем я успел что-либо крикнуть ему во след. В этом, конечно, не было бы ни смысла, ни тем более помощи. Когда я достиг места высадки, уже начало светать. В прицел своей винтовки я разглядывал укреплённые позиции врагов и волнение охватывало меня с новой силой. Нам повезло и нас приземлилось больше, чем они ожидали, но поможет ли это мне остаться в живых и выполнить, возложенную на меня миссию? Наш отряд получил приказ выдвигаться, чтобы занять близлежащий лес. Это удалось осуществить без потерь. Огонь вражеских отрядов был сконцентрирован на наших товарищах, высадившихся чуть дальше заданного места. Они шли по открытой местности прямо на врага. Интересно, кто у них там командир?

commander

 Мы приземлились, а вернее будет сказать, что свалились с небес на землю в чистом поле прямо напротив укреплённых позиций врага. Поскольку при попытке занять хоть какое-нибудь укрытие, отряд понёс бы существенные потери, я отдал приказ о наступлении в медленном темпе при ведении ответного огня по противнику. То ли Бог был милостив к нам, то ли Дьявол уснул, но отряд, ведший по нам стрельбу, катастрофически мазал. Мои бравые молодцы выкашивали их одного за другим, не смотря ни на какие преграды в виде насыпей из мешков с песком и мотков колючей проволоки. Если мои орлы не выцелят всех раньше, нам придётся возиться с шипами и тогда - потери неминуемы. Однако, что-то они по-прежнему не серьёзно сражаются. Неужели их боевой дух угас?!

soldier

 Всё же лес нам пришлось оставить, так как противник отошёл от нас на расстояние, превышающее дальность поражения нашего оружия, а потом и вовсе исчез из поля зрения. Мне бы очень хотелось думать, что они бежали, но, к сожалению, они отступали весьма организованно, что заставляет меня подозревать засаду и контратаку...

soldier (немного погодя)
Мы всё ещё продвигаемся в состоянии настороженном, но мне кажется, что нам уже ничего не угрожает. Вот и хорошо. Пусть лучше другие рискнут и получат медали, а мне надо ещё потренироваться на стрельбищах, а то я как-то не уверен в своей меткости...

commander

 Что за незадача?! Парни ковыряются с проволочкой, а тем временем мой отряд несёт потери! Будь фрицы даже слепыми, при такой позиции они всё равно перещёлкают нас как куропаток!

soldier

 Я заметил какое-то движение в роще, в направлении которой мы двигались и сообщил об этом нашему командиру. Его приказ последовал незамедлительно , и мы начали методичный обстрел кустов и деревьев, продолжая движение. Никакого ответа не следует. Неужели мы напрасно тратим патроны?

commander

 Огонь ненадолго прекратился, видимо подвозят боеприпасы. Но нам и этого времени хватит, чтобы прорвать наконец эти дебри из стали. Теперь мы им покажем!


commander (немного погодя)

 Немцы оставили позиции и отошли к мосту, который мы должны расчистить. Неужели опять идти к ним по открытому полю?

soldier

  Когда мы достигли леса, там обнаружились лишь трупы. По-видимому, нам удалось накрыть немцев, занимавших позиции, шквальным огнём. Мы сразили большую часть, а остатки то ли убежали, то ли попрятались. Значит нас неплохо натаскали в стрельбе. А впереди уже виднеется мост, контроль над которым поручено взять нашему отряду.

  commander

 Нам передали, что мост на правом фланге захвачен и нам остаётся лишь управиться со своим. Вперёд! Шевелись! Шевелись!!!

Тут подоспела авиация и мост был захвачен. Остатки немецких подразделений разбежались, а все отличившиеся при выполнении операции десантники были представлены к наградам.

Такой вот получился двойной отчёт после отыгрывания первой миссии, содержащейся в книге правил. Конечно, он слабо отражает военную действительность Второй Мировой войны. Скорее он более похож на то, что твориться во всех шутерах аналогичной тематике. Особенно в более поздних. Мы носимся отрядами по полю, расстреливая и кромсая противника попеременно с несением потерь.

  Как всё выглядит в игре с точки зрения человека знакомого с настольными играми? И является ли эта игра варгеймом? Попробую ответить на эти вопросы.

  Во всех варгеймах, которые были мне известны до Memoir'44 были чётко определены пространственные и временные масштабы, а также приближенно к достоверности исходов боевых столкновений распределены характеристики отрядов пехоты и техники. В описании этих параметров в рассматриваемой игре Ричард Борг (автор) пишет, что масштаб плавает от миссии к миссии. Про время он ничего не говорит. Но следует полагать, что время плавает, причём не только от миссии к миссии, но и от хода к ходу. Тогда можно получить более достоверную картину происходящих событий. Однако же остаётся ещё момент с отрядами, которые упрощены до предела и в простейшем рассмотрении имеют такие характеристики, как HP (хитпойнты) или "жизни", количество отражается количеством фигурок, Также есть скорость передвижения, боеспособность и сопротивляемость наносимому ущербу. Последние две характеристики завязаны на особый дайс. На нём вместо привычных численных обозначений нанесен иконки-пиктограммы, соответствующие результату прокидывания попаданий по цели. На нём есть два обозначения пехоты - попадание по пехоте, одно танка - по танковым звеньям, одно гранаты - по любому наземному отряду, одно флага - заставляет любой отряд отступить, одно звезды - промах, но в некоторых случаях помогает срабатыванию/активации особых условий. Чаще всего такие случаи обозначены на картах приказов.

 Карты приказов и секционность - следующая отличительная особенность игры. Всё поле заполнено гексами (шестиугольниками). Один отряд может занимать один гекс. При этом по полю прочерчен две пунктирные, но хорошо различимые линии. Они делят его на три сектора: центра, а также левого и правого флангов. На картах приказов содержится информация о том, какое количество отрядов, в каком секторе может быть задействовано и иногда особые бонусы, даваемые при игрании этой карты.

  Итак, что мы имеем в остатке? Игра случайностей, которая заставляет игроков выискивать наиболее выгодное приложение, пришедших на руку карт и досадовать, если идеально выстроенный план боевых действий рушится из-за невыпадания нужных значений на дайсах. Крайне выраженные случаи неудач: отсутствие карт на сектора, в которых содержатся все войска и марш одного неубиваемого танка, вычищающего всех и вся. Редко, но случается. Если брать сценарии, в которых расположение сторон приблизительно равноценное, как и количество карт на руках, то там вид первых сбоев ещё более редок, в то время как на дайсы ложится существенно более полная ответственность за происходящее.

Однако игра несомненно пользуется популярность, расширяется дополнениями и постоянно исчезает с прилавков. В чём дело? Правила просты настолько, что уже с первой половины боя практически досконально усваиваются игроками. Поле, которое от миссии к миссии меняется посредством выкладывания гексов в другой последовательности. Различные особенности каждого из обычных родов войск, а также несколько вариантов улучшенных отрядов. Быстрые и динамичные партии. Интересные переломные моменты. В общем, людям есть чему порадоваться, а для серьёзных варгеймеров есть серьёзные игры, в которых всё одновременно сложнее и достовернее и от которых совсем другое удовольствие. Для тех, кто заинтересовался, игрой ссылка на её просмотр в магазине.

 Спасибо всем, кто прочитал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий